The Washington Post  о выставке работ А.И. Шугрина в Вашингтоне


Ann Lewis, 1988г.

В отличие от кубизма, фовизма и других измов начала 20-го века, русский авангард не был простым стилем. Он был скорее общим духом экспериментаторства который объединял вместе художников революционной России между 1910 и 1930г. Благодаря современным выставкам, супремтистские и конструктивистские абстракции стали прототипическими отражениями русского авангарда и могут рассматриваться как венец его достижений. Но, хотя мы редко слышим об этом, между тем были и предметные (фигоративные) художники среди русских авангардистов. Один из них Анатолий Иванович Шугрин, которому сейчас 76 лет и который живет в Москве, сейчас показан ретроспективно в Jewish Community центре в Роквилле. 

Невероятно, но это его первая персональная выставка. Он не выставлялся с 1935 года. Преследуемые в годы Сталинских бурь, многие авангардисты на длительное время пропали в Советском Союзе, доведенные до смерти, эмиграции или исчезновения. По видимому, самоизоляция спасла Шугрина, который не является евреем. Рожденный как раз в то время, что бы стать жертвой мировых катаклизмов. Он получил хорошее академическое образование. Был принят в Союз художников и зарабатывал на жизнь преподавая в Московской художественно школе в течении многих лет после Второй мировой войны. Свои картины и скульптуры он не показывала никому, кроме небольшого числа друзей, начиная с 1935г. 

Трудно себе представить, почему эти чудесные рисунки, изображающие художников в их мастерских, проницательные, резко очерченные Руо-подобные лица на портретах маслом и прекрасные вдохновленные кубизмом натюрморты, могли приносить огорчение художнику, даже если они не могли удовлетворять дидактическим целям социалистического реализма. Эти работы стилистически не являются нонконформистскими ни диссидентскими или ожесточенными. 

Несомненно, есть тонко завуалированный смысл Wentschmerz или мировой усталости в таких работах как Гамлет и Москва во время войны, но это типичная Россия. И так, действительно, есть связанные с иконописью элементы в неопримитивизме, который ставит прочно Шугрина в основание реалистического направления русского авангарда, которое сильно нуждается в дальнейших исследованиях. Здесь есть, действительно, образцы борьбы которую вел каждый художник 20-го века следуя по пятам Пикассо, и атаки модернизма. 

Учитывая изоляцию, в которой работал Шугрин, будет высочайшей похвалой, наверное, высказывание о том, что эти картины и скульптуры все выполнены в период 1919 1950г, могли быть выполнены им в то время где угодно, включая Париж и Нью-Йорк. 

Скульптуры, которые воскрешают в памяти Пикассо является несомненно смелыми и полными силы. Одновременно печально и занимательно отметить, что хотя все они сделаны из дерева, некоторые из них раскрашены так, что выглядят стальными или бронзовыми намек на неосуществленную мечту. Он всегда говорил, что ждал страстно увлеченного человека, который бы привлек его искусство к мировому вниманию и на прошлой неделе он мне сказал, что он наконец-то нашел такого человека - говорит бывшая ученица Шугрина Валентина Шапиро, художница эмигрантка, живущая теперь в Швейцарии. Этот человек, Владимир Сирота, психотерапевт и коллекционер, который эмигрировал в Америку из своей родной Росси около четырех лет назад и вывез <> 180 работ Шугрина его бывшего врача и старого друга. Теперь он нашел место, что бы показать эту коллекцию: То, в чем он нуждался более всего, было признание его искусства и я поклялся помочь ему в этом - сказал Сирота, который был вынужден оставить свои другие художественные ценности Более чего-либо другого, Шугрин боялся, что после его смерти, его работы постигнет гибель в куче мусора. Моим моральным обязательством стало не допустить чтобы это случилось. Это исполнилось благодаря этой выставке. 

Куратор цента Сьюзан Моргенштейн выполнила превосходную работу по подготовке и размещению работ на выставке, если при этом учитывать необычность рабочей манеры Шугрина (он никогда не датировал работы и ставил лишь подпись и часто возвращался к доработке картины спустя много лет, что делает невозможным точную датировку работ). Он также экспериментировал со многими стилями в одно и тоже время. 

Прекрасный цветной каталог 40 работ выставки был опубликован Сиротой.  

Перепечатано по рукописи из личного архива А.И. Шугрина

Сайт создан в системе uCoz