ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

7 ДЕКАБРЯ 1989 г. № 52 (5274)

 

ПОТЕРЯННОЕ НАСЛЕДСТВО

    Ему шел 82-й год год, и он так долго ждал перемен, что не сразу поверил в их приход. Десятки лет он жил затаясь, боясь повторить судьбу своего учителя. А когда почувствовал, что время страхов и нелепых запретов в искусстве ушло, к нему пришла смерть. Умер он в одночасье, в привычном одиночестве, как жил. В крошечной однокомнатной квартире, где жил и работал...

    Анатолий Иванович Шугрин родился в Москве, в скромной интеллигентней семье. В 1919 году, а 13 лет, поступил в Художественную студню имени Луначарского, сначала в класс Н. М. Григорьева, затем — Михаила Ксенофонтовича Соколова, посмертная юбилейная выставка которого была организована а Доме художника на Крымском валу. Соколов был не только любимым учителем — с годами он став его другом. Когда Соколова репрессировали и выслали в Сибирь, мысли о его судьба превратились в постоянно ноющую рану.

    Странным человек, Шугрин в своих работах был вне времени, даже никогда не ставил дат их создания, над некоторыми трудился годами, иногда возвращаясь к ним н через десяток- другой лет. Одновременно работая в трех жанрах — в рисунке, живописи и скульптуре, — Шугрин создан свой неповторимый и красочный мир. Ему чаще всего не хотелось давать названия своим работам, чтобы зритель мог свободно их воспринимать и толковать. Правда, многие годы зрителем не было совсем...

    Шугрин при жизни на родине выставлялся всего трижды: в 1911 году на выставке «Искусство РСФСР за последние 15 лет, в 1934 году на «Выставке молодых художников» и в 1935 году на выставке «Общество московских художников», членом которого он стал сpaзу после завершения учебы.

    В Великую Отечественную он был в ополчении, после победы вернулся в Москву, вступил в МОСХ.   Преподавал рисунок в художественной школе. Воспитал многих учеников, некоторые из них стали известными художниками. Все послевоенные годы напряженно работал.  И нигде ничего не выставлял. Более того — почти никому, кроме самых близких, ничего не показывал. Судьба  М. К. Соколова, большая часть работ которого погибав во время ссыпки, не выходила у него из головы. Пришла старость, начали одолевать болезни, умерла первая жена Валентина Николаевна, которая  была почти на двадцать лет моложе. Зимними ночами душила тоска, мучили сомнения и страх за свои детища, которые «выбросят на помойку  посла моей смерти». И тогда появился Меценат с предложением  купить его творения практически за бесценок, но с обязательством организовать большую выставку работ не на  пустыре в Беляеве, где бульдозеры, а в Америке, куда Меценат собирался навсегда уехать.  Месяцы мук и сомнений, бессонные ночи. Можно ли осудить старого,  больного, измученного человека. Он согласился. Картины и скульптуры, лучшие его работы, вывезли. Жить стало еще трудней: «Как все легко выпустили за границу! Значит, ничего они на стоят! Может, напрасно прожита жизнь!»

    Прошел долгий год. На работалось, не спалось. Жизнь тлела и чадила. Телефонный звонок: счастливый Меценат сообщил о большом успехе выставки в Вашингтоне: (Анатолий Иванович, вы стали знаменитым русским художником! Поздравляю и вас н себя!* Меценат сообщил, что хочет показать коллекцию в Западной Европе. Через месяц Шугрин получил великолепно изданный каталог с его портретом, репродукциями. ...Через два месяца после смерти Шугрина МОСХ РСФСР в Доме художника на Кузнецком провел вечер, посвященных его творчеству, и показал то немногое, что осталось в квартире-мастерской. Собралось много народу, выступали художники, искусствоведы, ученики. Хвалили и сожалели: «Еще один талант, почти потерянный для родины...», «художник, известный за рубежом, совсем неизвестен в Москве...»

Увидят ли хоть когда -нибудь москвичи яркий мир его творении!

А. РЕЗНИКОВСКИЙ,

профессор,  доктор  технических наук

Сайт создан в системе uCoz